Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.
«Всевышний и Царь жития моего, Владыка веселия печали, всякого любопытства и пустословие не пошлешь нам. Даритель же мудрости, смиренности, терпеливости и любви пошли мне, рабу Божьему. О Всевышний, Владыка Небесный, пошли мне способность видеть все мои грехи и не осуждать близкого моего, и счастливейший я буду ныне и присно, и навеки. Аминь».Великопостная молитва Ефрема Сирина
Эта молитва Ефрема Сирина является покаянной молитвой, написанной в четвертом столетии святым отцом, жившим в Сирии. Молитву произносят при проведении служб во время Больших постов.
Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу вконтакте, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка - православная группа!
Во время первого прочтения данного молитвословия после произношения трех просьб совершается глубокий поклон до самой земли. Затем дюжину раз необходимо шепотом прочитать такой текст: «Господи, прости меня грешного», причем при прочтении этой молитвы необходимо кланяться по пояс. После чего снова произносится вся мольба, в конце которой совершается один глубокий поклон.
Молитва произносится в церкви во время Сырной недели по средам и пятницам, а также в течении Святой Четыредесятницы, но только в будние дни; еще ее читают в трех начальных днях Пасхальной недели, в это же время молитву нужно читать и самому дома перед домашним иконостасом.
В Святую среду при завершении богослужении «Будет имя Божье…» молитва святого Ефрема Сирина произносится в завершении, потому что со следующего дня читаются специальные службы Пасхальной недели.
Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?
Эту молитву создал великий православный подвижник и христианский служитель церкви Ефрем Сирин.
Примечательно то, что Ефрема призвали ко служению Всевышнему небесным завлечением — Святым Прозрением.
Все потому, что он прожигал свою жизнь, не задумываясь о дальнейшем, не соблюдал нравственные нормы и божьи заповеди и был легкомысленным. Как-то раз он угодил в тюрьму по несправедливому навету, как соучастник в воровстве поголовья скота, но на самом деле его растерзали дикие животные.
В темнице его навестил один неведомый человек, утверждавший то что, хотя сейчас Сирин и находится в заключении несправедливо, но и божье провиденье в этой ситуации присутствует. Человек порекомендовал Ефрему подумать и вспомнить, все что он делал в жизни. Затем, как только таинственный визитер ушел Сирин, решил осмыслить свою жизнь. Он припомнил как один раз просто ради веселья и в силу своего легкомыслия, открыл загон, принадлежащий бедному крестьянину, в котором была корова. В итоге бедую скотину съели хищные звери, а бедному крестьянину и так проживавшего сложную и безрадостную жизнь, добавились новые неприятности и трудности, и никто не узнал, что это были проделки Ефрема.
После чего узнику таинственный визитер пообещал, что правда касательная, совершенного преступления в соучастии которого его обвинили, выйдет наружу, что вскоре и случилось. Настоящий вор был пойман и понес заслуженное наказание – это был пастырь, проспавший свое стадо, а Ефрема отпустили на волю.
Выйдя на свободу Ефрем стал по-другому мыслить и постарался переосмыслить и изменить свой образ жизни - жить согласно Божьим заповедям, а после и во все решил отказаться от мирской суеты, и посвятить свою жизнь служению Господу.
До конца своих дней Ефрем Сирин был полон чувств глубочайшего раскаянья и признательности Всевышнему за все Небесные блага. Уникальный, покорный и повинный характер, свойственный для настоящего сторонника учения Иисуса Христа, нашедший способ выражения в молитве, которая известна как молитва Ефрема Сирина.
Данное молитвенное обращение правда коротко, но при этом широко и живописно выражают одну из самых главных просьб верующих, осознающих свою внутреннюю бедноту и пытающихся обуздать все соблазны и недостатки, которые они подают Всевышнему, Дарителю всех ценностей и вдохновителю всего живого (Иак.1:17).
Во время Великих постов молитву Ефрема целесообразно произносить так как в этот час верующим необходимо обратить усиленный взгляд на свой образ жизни, на свои греховные деяния и на свою нравственность.
В такое время верующие обязаны применить усиленные меры к изменению своего образа жизни, а все это выполнимо только при участии Господа (Ин.15:5). Именно поэтому христианские верующие взносят просьбы Всевышнему об отпущении грехов и поддержке в молитвах, а в особенности в прошении преподобного Сирина.
Что значит в молитве такой текст: «Владыка, веселия, печали, любопытства и пустословие не посылаешь нам»?
Означает ли это, что Всевышний посылает нам не только блага, но и соблазны и пороки? В настоящее время многие верующие интересуются: от чего же Господь праведный и всесильный, а люди все равно подвластные соблазнам и порокам; почему тогда вся наша жизнь наполнена греховными деяниями и безбожностью? Может все это от того, что наш Господь не слишком святой и всесильный?
Кроме этого еще большей сумятицы вносят вышеозначенный текст молитвенного прошения святого Сирина. Если понимать эти слова буквально, то выходит, что как Владыка, всего и в частности веселья, печали и любопытства, и пустословия, и всякие пороки дарит именно Всевышний.
Как же это можно объяснить? Наш Господь является Сам по Себе совершенным Святым Духом (Ин.4:24), безусловным Добром, и потому, Бог ни в коем случае никого не может подтолкнуть к порочным страстям.
Принимая все выше сказанное во внимание, мы все же обязаны осознавать, то что случается и совершается в нашем мире, в том числе и множество грехов, происходят с Божьего промысла.
В Божьем Промысле необходимо выделить несколько главных составляющих: благосклонность и потакание. Все доброе Всевышнему нравится, постоянно одаряет всех добрых людей, и постоянно подталкивает к добрым: свершениям, помыслам и намерениям. Ведя речь о зле то, Всевышний, как совершенный Святой дух (Лев.20:26), его презирает(Пс.44:8).
Но если хорошо задуматься то, способность человека совершать греховные деяния обусловлена Нашим Творцом. Странно, но зачем? Если бы люди не обладали такой способностью, то они бы не могли обдуманно и беспрепятственно прийти к добру. Ведь без этих всех составляющих люди бы не стали на путь праведный святость которого основывается и возникает на собственном свободном выборе, а не принуждающим и обязательном. Проверяя границы людских желаний, Всевышний разрешает людям совершать неправомерные действия (до того предела, до какого считает возможным), как по навету нечистого духа, так и по собственному желанию.
Подводя итоги в рассмотрении молитвы святого Ефрема Сирина, в молитве которого мы молим Всевышнего «не посылать» нам духа веселия, печали, любопытства и пустословия, мы на самом деле умоляем, немного уменьшить границу дозволенности, в итоге которой мы, как морально не ограниченные, можем свободно делать такие прегрешения. Но все же несмотря на все это мы просим Всевышнего о божественной помощи, для того чтобы мы смогли удержаться от соблазнов либо же при их появлении успешно побороть их. Кроме того, молитва Ефрема Сирина очень близка по своему содержанию к другой молитвы, обращенной к Богу «Отче наш», в которой также мы просим не вводить нас в соблазны.